День пожарной охраны: история и становление праздника в древние времена и наши дни

830

Официально на законодательном уровне празднование Дня пожарной охраны учреждено Указом Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина № 539 от 30 апреля 1999 года «Об установлении Дня пожарной охраны». После этого данный праздничный день стало традицией ежегодно отмечать 30 числа апреля, а сегодня он считается днем образования пожарной охраны в Российской Федерации.

День пожарной охраны: история и становление праздника в древние времена и наши дни

Наказ о Градском бла­гочинии

История образования, развития и становления Российской пожарной охраны уходит в да­лекие годы, когда во время правления царя Алек­сея I Михайловича Романова 17 апреля 1649 года (30 апреля по новому стилю) вступил в силу «Наказ о Градском бла­гочинии», в котором были от­ра­жены вопросы органи­зации борьбы с пожарами.

День пожарной охраны: история и становление праздникаЦарь Романов Алексей Михайлович

По сути дела он содержал все ос­новные положения, присущие пожарной охране: определя­ется штатный состав, со­держащийся за счет земского приказа, устанавливается постоянное дежур­ство — объ­езды города с правом наказания жителей за нарушение правил обра­щения с огнем. «Го­сударь всея Руси, царь и Великий Князь Алексей Михайлович велел Ивану Новикову и подьячему Викуле Па­нову объ­езжать Москву для наблюдения за тем, чтобы нигде не было пожара и воров­ства». Объездной службой руководил объезжий голова князь А.А. Македонский. В помощь к объездчикам были выде­лены приказчики и стрельцы.

В качестве сторожей в дневное и ночное время привлекалось городское население: по одному че­ловеку с десяти дворов и по одному — с десяти торговых лавок. Сторожа оснащались рогатинами, то­порами и водоливными трубами. Заниматься тушением пожара должны были приказчики, стрельцы и уличные сторожа. Руководство тушением пожаров вменялось «объезжему голове».

«Наказ» также предусматривал меры запретительного характера (первые противопожарные правила), которые предписывали обывателям: не топить летом изб и бань без крайней на то необхо­димости, не держать по вечерам в доме огня, кузнецам и ремесленникам, которым нужен огонь, за­ниматься своими делами вдали от строений. Во дворах для защиты от пожара при­казано держать боль­шие кадки с водой, ведра и ве­ники.

За неявку обывателей на пожар, на помощь или неисполнение предписываемых «Наказом» пра­вил следовало наказание: «Черных и всяких обычных людей наказывать телесно и отсылать в тюрьму. На служилых и всяких разных людей в непослушании докладывать Великому Государю и сказывать и письма о том на них приносить к боярам». Основной дей­ствующей силой при тушении пожа­ров было на­селение и войсковые подразделе­ния. «Чтоб не дать огню распространиться — дома ломают во круг, а если кто заплатит, чтоб сохра­нить дом, то стрельцы ставят щиты из бычьей кожи, беспре­рывно поливая их водой, и тем заграж­дают дом от огня». Существенно то, что положения распространялись на все города России.

Ещё на ShumCity.Ru:
О контроле за качеством и безопасностью молочной продукции

«Наказ о Градском благочинии» оставил заметный след в истории развития пожарного дела на Руси. В нем можно заметить признаки, присущие профессиональной пожарной охране: постоянный состав, содержащийся на средства Земского приказа, наличие заливных труб и необходимого инструмента для тушения пожаров, наделение приказчиков, подьячих правом наказания жителей города, нару­шающих правила обращения с огнем.

Историческая ценность «Наказа» заключается в том, что он заложил основы профессио­нальной пожарной охраны.

Становление профессионального праздника

Возникает законный вопрос: почему за столь длительную, многовековую историю по­жарной охраны до 1999 года она не имела официально установленного профессионального праздника?

День пожарной охраны: история и становление праздника

Неофициально пожарные служители Царской России, конечно же, отмечали свой общий праздник 6 декабря (или 19 декабря по новому стилю). В этот день почитают святого Николая Чудотворца и называется он «Никола зимний». Это было связано с тем, что св. Николай Чудотворец был покровителем не только у моряков, но и у огнеборцев. В советский период таким праздником, опять же неофициально, стал день 17 апреля — день подписания декрета Совета Народных Комиссаров «О государственных мерах борьбы с огнем» в 1918 году.

Естественно, руководство пожарной охраны страны неодно­кратно ставило вопрос перед директивными органами, особенно в преддверии юбилейных дат, узаконить 17 апреля, как профессиональный праздник работников пожарной охраны, но эти усилия были тщетны.

Лишь спустя 20 лет после подписания В.И. Ульяновым (Лениным) декрета, 2-й народный комиссар внутренних дел СССР Николай Иванович Ежов преподнес подарок пожарным страны — подписал приказ НКВД СССР № 101 от 12 февраля 1938 года «Об установлении Дня советской пожарной охраны» 17 ап­реля.

Несмотря на то, что День советской пожарной охраны был объявлен всего лишь приказом, пожарные всей страны в течение 60 лет ежегодно отмечали его.

Что же побудило первого руководителя России именно в 1999 году, не раньше, не позже установить-таки такой праздник, но не 17, а 30 апреля?

Предыстория такова. С началом социально-экономических реформ возрос интерес к ис­тории России. Не обошел он и пожарную службу. На страницах журнала «Пожарное дело» стали настоятельно поднимать вопрос о «дне рождения» пожарной охраны в России. Единого мнения не было. Приводились разные даты, как правило, при подписании осново­полагающих актов об учреждении пожарных команд в тех или иных городах. Но эти акты не распространялись на пожарную охрану всей России. Полемика продолжалась.

Ещё на ShumCity.Ru:
Участник Великой Отечественной войны Владимир Степанович Ковалев отмечает вековой юбилей

Но в 1993 году в историческом очерке «Пожарное дело в Санкт Петербурге в XVIII веке» авторами Н.Н. Щабловым и В.М. Ардашевым впервые документально, на основании ис­торических и правовых документов доказывается дата происхождения пожарной охраны.

В 1996 году выходит исторический труд Н.Н. Щаблова и др. «Огненный крест», а в 1997 году — «Пылающая Русь». В этих книгах при рассмотрении исторических документов, регла­ментирующих становление и развитие пожарного дела, вновь приоритетное предпочтение дается «Наказу о Градском благочинии», утвержденному царем Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 года. Этот правовой документ содержал в себе основные задачи пожарной профилактики и правила борьбы с пожарами.

Изучая и анализируя этот документ, автор названных выше книг пришел к выводу, что именно «Наказ о Градском благочинии» оставил заметный след в истории пожарного дела в России. В нем можно заметить признаки, присущие профессиональной пожарной охране: по­стоянный состав, содержащийся на средства Земского приказа, наличие заливных труб и не­обходимого инструмента для тушения пожаров, наделение решеточных приказчиков, подья­чих правом наказания жителей города, нарушающих правила обращения с огнем. Большое внимание «Наказ» уделял и вопросам предупреждения пожаров (запретительные меры). Ос­новные положения данного «Наказа» распространились и на другие города.

Этот вывод был замечен, и, более того, вызвал интерес к «Наказу». На имя автора книги и начальника Управления государственной противопожарной службы ГУВД Санкт Петербурга и Ленинградской области поступило письмо от руководства Главного Управления ГПС МВД России, датированное 16 апреля 1997 года под номе­ром 20/1.1/774, в котором отмечалось:

Главное управление ГПС МВД России с большим уважением относится к специалистам, пропагандирующим профессиональных работников пожарной охраны; иссле­дует историю ее становления и развития в России.

Ваши книги «Огненный крест» и «Пылающая Русь» вызвали искренний интерес у про­фессиональных работников пожарной охраны и у другой читательской аудитории.

Главное управление ГПС МВД России отмечает, что Вами накоплен большой исторический материал в данной об­ласти, который целесообразно использовать в разработках, проводимых по нашему заказу во ВНИИПО МВД России.

Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой в оказании материальной и консультатив­ной помощи по сбору, обобщению и передаче исторических материалов, которые могли бы быть использованы при подготовке книги по истории становления и развития пожарной ох­раны в России…

В ходе консультаций по затронутому вопросу о дате рождения профессиональной по­жарной охраны возникла необходимость заручиться компетентным заключением. Было при­нято решение обратиться в Государственную герольдию при Президенте Российской Феде­рации с соответствующим запросом. В марте 1998 года такой запрос от Главного управления ГПС МВД России был сделан, а 9 апреля 1998 года Государственный гералмейстер Г.В. Вилинбахов направил ответ за № 4-30168 следующего содержания:

Государственная герольдия ознакомилась с Вашим письмом, и считает, что известный «Наказ о градском благочинии» от 30 апреля 1649 года действительно содержит основные при­знаки установления в России профессиональной пожарной охраны. Приоритетность содер­жания этого документа и его датировка в сравнении с Декретом СНК от 17 апреля 1918 года не вызывает сомнений, что, таким образом, дает основание ориентироваться на данный акт царя Алексея Михайловича при установлении даты профессионального праздника работников противопожарной службы.

С этим ответом был ознакомлен министр внутренних дел России С.В. Степашин. Его стараниями и родился Указ Президента Российской Федерации № 539 от 30 апреля 1999 года «Об установлении Дня по­жарной охраны».

Ещё на ShumCity.Ru:
Продолжаются восстановительные работы на шумерлинском отрезке Сурского рубежа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.