Математика вездесуща, но мы не всегда отдаем себе в этом отчет. В окружающем нас мире математика иногда незаметна, и ее можно проглядеть, но, тем не менее она присутствует везде. Детям следует помочь обнаружить присутствие математики в окружающем мире и овладеть искусством решения задач. Обучение маленьких детей теснейшим образом связано с игрой, манипуляциями с конкретными материалами, социальным взаимодействием и речевым общением.
Математика – это абстрактная система, но в, то, же время маленькие дети думают очень конкретно. Следовательно, им должна быть предоставлена возможность изучать математические отношения через манипуляцию конкретными предметами, то есть они должны играть с разнообразными материалами, которые они могли бы сортировать и пересчитывать. Взрослые помогают детям строить и понимать математические понятия.
Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания. Именно ему принадлежит идея создания детских садов. Он считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей и верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля:
1 комплект: Мячики разного цвета.
2 комплект: Трехмерные фигуры.
3 – 6 комплект: Куб.
7 комплект: Плоскостные фигуры.
8 комплект: Палочки.
9 комплект: Дуги.
10 комплект: Точки.
11 комплект: Кубы и цилиндры.
12 комплект: Числа и дуги.
13 комплект: Сфера, цилиндр, призма.
14 комплект: Доска.
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева), каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Такое пособие — «дары Фребеля» появилось в МДОУ детский сад № 15 «Сказка» города Шумерля благодаря победе в республиканском конкурсе образовательный учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Инициативной группой педагогов: Озяковой С.В., Николаевой Н.Н., Пототовой С.Г., Платоновой Т.Н., Паксеевой В.А. был проведен обучающий семинар для педагогов ДОУ на тему: «Презентация методического пособия Фребеля».
Николаева Н.Н. напомнила педагогам о жизни и деятельности Фридриха Фребеля, его педагогической системе.
Пототова С.Г., Озякова С.В., Платонова Т.Н. познакомили педагогов с комплектами образовательных материалов. Рассказали, что представляет собой каждый комплект, для развития каких представлений дошкольников он может быть использован, какова методика работы с каждым комплектом.
Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в группе.
Паксеева В.А. погрузила педагогов в игру, показав как можно использовать разные комплекты в игровой деятельности. Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
//www.shumerlya.ru